Художник Коковякин герман

Всё многообразие живописи

О художнике

«Герман Коковякин является одним из ведущих художников не только на комбинате, но и в городе, – утверждала Т. Гредягина, корреспондент «Уральского текстильщика» – многотиражки комбината шёлковых тканей. Речь шла о V декабрьской 1975 года городской традиционной выставке работ чайковских художников и мастеров декоративно-прикладного искусства. – По мнению посетителей и специалистов, работы Г. А. Коковякина (особенно оформительские), представленные на последнюю выставку, выполнены на высоком профессиональном уровне, отличаются современностью, художественным вкусом»

Лучом всевидящего ока

Автореферат по книге «Скрепляя связь времён»,

посвящённой творчеству чайковского художника

Германа Александровича КОКОВЯКИНА

 

продолжение

Галерея

Лучом всевидящего ока

 

Автореферат по книге «Скрепляя связь времён»,

посвящённой творчеству чайковского художника

Германа Александровича КОКОВЯКИНА

 

Предвижу недоумение чайковских читателей. Во-первых, по какой причине героем настоящего повествования выбран художник-оформитель? Ведь сложилась же такая иерархия: художник-любитель, заводской художник, то есть «дилетанты». И, наконец, художник-академист (если он дипломирован художественным факультетом «вышки» или соответствующим отделением училища)! Исследование творчества представителя высшей в иерархии касты казалось бы престижнее.

Подчёркиваю, любой выбор субъективен, значит, имеет дилетантскую подоплёку. Ярлыка «дилетант» не боюсь. В переводе с итальянского языка – diletto – удовольствие, наслаждение. А все ли художники-академисты испытывают в работе такое же чувство – вопрос! По крайней мере, знакомые мне чайковские художники-оформители советских времён умели вдохновляться во всех трёх ипостасях: искусно решая художественные задачи на производстве, выполняя «шабашку» – легальный приработок без отрыва от оного и, наконец, творя для души «в свободном полёте». Таким был и Г. А. Коковякин.

Во-вторых, почему жребий выпал Герману Александровичу Коковякину (1929 – 2012), пятнадцать лет проработавшему художником-оформителем на Чайковском ордена Трудового Красного Знамени комбинате шёлковых тканей имени 50-летия СССР – КШТ? И не только. В публикациях чайковских СМИ 70 – 80 годов, посвящённых каким-либо выставкам, его имя чаще упоминается в числе участников третьим по счёту: после художников А. Я. Путина и Ю. И. Володина. И, тем не менее, к  Герману Александровичу Коковякину испытываю личную симпатию.

Судите сами.

                                                        *   *   *

«Герман Коковякин является одним из ведущих художников не только на комбинате, но и в городе, – утверждала Т. Гредягина, корреспондент «Уральского текстильщика» – многотиражки комбината шёлковых тканей. Речь шла о V декабрьской 1975 года городской традиционной выставке работ чайковских художников и мастеров декоративно-прикладного искусства. – По мнению посетителей и специалистов, работы Г. А. Коковякина (особенно оформительские), представленные на последнюю выставку, выполнены на высоком профессиональном уровне, отличаются современностью, художественным вкусом»1.

Рост авторитета Коковякина-художника в семидесятых-восьмидесятых годах прошлого века действительно был огромным. Даже при редком внимании средств массовой информации тех лет к чайковским художникам, имя Германа Александровича выделялось в публикациях особо. В связи с его творчеством, конечно.

«Работы Коковякина заметно отличаются от побывавших на первой выставке, – отмечал искусствовед Чайковкой художественной галереи2 Евгений Шумилов в статье «Художники города – юбилею страны». – Художник стал искать обобщения, символику, его живописный язык стал строгим, даже аскетическим. Будит мысль и воображение аллегорическая композиция под названием «Прометей».  Мифический герой, похитивший у богов огонь, перегородил плотиной реку, укротил молнии – и зашагали вдаль мачты электропередач. В картине «Урал» художник делает попытку отразить своеобразную красоту нашего края, показать богатство его недр. В пейзаже «Конец навигации» привлекает внимание суровая красочная гамма, правдиво передающая состояние природы»3. В заметке «Выставка  произведений местных художников» Е. Шумилову вторит Фёдор Будин: «Своеобразной манерой письма, тяготеющей к символике и обобщениям, отличаются работы Германа Коковякина. Возможно, не каждому они придутся по душе, но согласитесь, что такие его картины, как «Прометей», «Урал» и некоторые другие выполнены мастерски и очень оригинально»4.

Записи, оставленные посетителями в Книге отзывов о третьей выставке декабря 1973 – января 1974 гг. свидетельствуют: из шести живописных работ Г. А. Коковякина наибольшим успехом пользовались три произведения: «Пейзаж в ноябре», «Мужской портрет» и «Пейзаж с речкой»5. «С большой радостью организаторы и зрители выставки восприняли появление на ней картин Г. А. Коковякина (…), – обрадовалась сотрудник галереи Екатерина Таланина в статье 1984 года «Творчество наших земляков». – Это одни пейзажи, но каждый из них – плод размышлений и серьёзной, напряжённой работы. Свежесть впечатлений, чёткая композиция и законченность характерны для них. Внимание посетителей притягивают пейзажи «Глухой лог», «Октябрьский день», «Май» и «Пейзаж с речкой», потому что Коковякину удаётся передать тончайшие нюансы в состоянии природы и навеять пережитое им настроение на зрителя»6.

В декабре 2021 года, в экспозицию последней городской выставки работ чайковских художников и мастеров декоративно-прикладного искусства «Город в красках» были включены и три живописные работы Германа Александровича, написанные им на ДВП гуашью – «Камера шлюза» и маслом – «На Каме» и «Осень» (1993). Как сегодняшний посетитель выставки воспринимает живопись художника Г. А. Коковякина, которого нет с нами почти десять лет? – Отвечу словами М. Н. Назарова, Героя Социалистического Труда, в 1962 – 1987 годах первого секретаря Чайковского ГК КПСС: «…Любой душевный порыв тем и замечателен, что неизменно вызывает ответную искру в другой душе»7. Лучом всевидящего ока художника… 

Действительно, в живописи Коковякина цвет, его изменения и оттенки в картине задают эмоциональный тон. В известной степени художник умеет объединить цвета в общий колорит, а светотенью вместе с линией выявить объёмы объектов, плавные переходы цвета, рефлексы и отражения, степень и качество освещения объектов и их положение в свето-воздушной среде. 

Однако нельзя рассматривать творчество Коковякина лишь жанрами живописи – пейзажем, натюрмортом и портретом. Иже с ними использованием лишь таких живописных материалов, как масло и гуашь на прогрунтованной ДВП (древесно-волокнистой плите). В равной мере ему были подвластны и резьба по дереву, и чеканка8.   

Г. Коковякин «единственный, кто представил на выставку работы по дереву, – сообщил М. Кантор в заметке «Первые впечатления». – Их три, и лучшая из них – «Маска»9. А искусствовед Е. Шумилов дополнил: «Интересны и своеобразны также натюрморты и портреты кисти Г. Коковякина. Но, пожалуй, особенно плодотворно он поработал в графике»10.

О профессиональной многогранности Коковякина-художника и его характере ещё более конкретно вспоминал известный чайковский художник Ю. И. Володин.

– Герман Александрович не только чувствовал металл, хорошо владел зубилом, бородками, скруглённым молотком и прочими инструментами для чеканки, но и ручными резцами и стамесками для резьбы по дереву, и кистью, – уточнил Юрий Иванович. –  Согласно заказам, он занимался изготовлением тех же эксклюзивных художественно-декоративных изделий, что и мы все. Украшали фасады и интерьеры общественных зданий – в общем, облагораживали город. С Германом мы были в тёплых дружеских отношениях. Хотя сам он был человеком замкнутым, закрытым, «вещью в себе». Не курил, не гулял, – для него жена Светлана Файзрахмановна была идеалом, так что о какой-либо другой женщине Коковякин даже не помышлял.

Трудовая биография Германа Александровича Коковякина вычеканена по советским лекалам. Он родился 9 сентября 1929 года в городе Перми. Семилетка, плотницкое дело… Несытая, хлопотная, но в чём-то размеренная жизнь юноши была прервана 23 марта 1948 года мобилизацией в школу ФЗО №71 (фабрично-заводское образование) согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года «О государственных трудовых резервах СССР». По окончании четырёхмесячных курсов Коковякина распределили на работу на конный двор шахты №4 треста «Сталинуголь», затем – в маркшейдерское бюро предприятия. По истечении срока трудовой повинности – до поступления в 1957 году в Свердловское художественное училище11 Герман Александрович осваивал профессии слесаря-лекальщика и слесаря-трубопроводчика на различных пермских военных заводах. А на учебных сборах 1952, 1953 и 1965 годов по линии ДОСААФ стал и механиком-водителем экипажа среднего танка. В этот период трудовой деятельности через увлечение чеканкой у Коковякина и зародилась любовь к художественно-декоративному творчеству.    

 Стены старейшего и престижного художественного училища в Урало-Сибирском регионе тридцатидвухлетний Г. А. Коковякин покинул в 1961 году дипломированным учителем рисования и черчения12. По специальности Герман Александрович проработал более восьми лет: в средних школах Краснотурьинска и Свердловска, а с 15 августа 1966 года – в Чайковской школе-интернате. Через год «за достигнутые успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения» дирекцией школы-интерната ему была объявлена благодарность.

Прервать карьеру преподавателя рисования и черчения школы-интерната Германа Александровича вынудил острый квартирный вопрос. И 6 мая 1969 года он устроился художником-оформителем на комбинат шёлковых тканей, которому отдал пятнадцать лет жизни. Согласно записи № 18 во вкладыше Трудовой книжке, Г. А. Коковякин поступил на работу в АХО – административно-хозяйственный отдел (бюро эстетики, как его тогда ещё называли). По факту же, на первых порах художник, некогда освоивший рабочие профессии, ударно трудился на строительстве комбината. Свидетельство тому – Благодарность администрации комбината от 10 августа 1970 года и денежная премия в сумме 150 рублей «за активное участие в строительстве и ремонте важнейших объектов (предприятия) и в честь Дня строителя». Через десять лет, 21 декабря 1979 года пятидесятилетнему художнику-оформителю Г. А. Коковякину было присвоено звание кадрового работника комбината с вручением ценного подарка13. А 1 августа 1983 года Германа Александровича перевели в транспортный цех художником-исполнителем оформительских работ высшего, шестого разряда…

Записи в разделе Трудовой книжки Г. А. Коковякина «Сведения о приёме на работу, перемещениям по работе и увольнениях» таковы. С 22 августа 1984-го – он в той же должности в художественно-оформительской мастерской районного Дома культуры, затем, с 14 сентября 1987-го – в цеху интерьера Чайковского межколхозного лессхоза и, наконец, – городского парка культуры и отдыха. Это стало последним местом рабаты, с которого Герман Александрович уволился 31 мая 1991 года в возрасте шестидесяти двух лет.

В историю чайковского изобразительного и декоративно-прикладного искусства Г. А. Коковякин вошёл одним из видных профессиональных художников 70 – 80 годов прошлого века. Наряду с А. Я. Путиным и Ю. И. Володиным, он дал старт в Чайковской художественной галерее традиционным городским выставкам художников и мастеров декоративно-прикладного искусства. В течение ряда лет он – активный участник-дипломант и пермских областных выставок самодеятельного творчества. Работал в составе бригад по оформлению ряда фасадов и интерьеров общественных зданий и арт-объектов города.

Вадим БЕДЕРМАН,

член Союза журналистов РФ и

Союза театральных деятелей РФ

 

Контакты

Разрешите пользователям отправлять вопросы или замечания по поводу своего заказа.

Имя  
Эл. почта  
Сообщение