«Герман Коковякин является одним из ведущих художников не только на комбинате, но и в городе, – утверждала Т. Гредягина, корреспондент «Уральского текстильщика» – многотиражки комбината шёлковых тканей. Речь шла о V декабрьской 1975 года городской традиционной выставке работ чайковских художников и мастеров декоративно-прикладного искусства. – По мнению посетителей и специалистов, работы Г. А. Коковякина (особенно оформительские), представленные на последнюю выставку, выполнены на высоком профессиональном уровне, отличаются современностью, художественным вкусом»
Предвижу недоумение чайковских читателей. Во-первых, по какой причине героем настоящего повествования выбран художник-оформитель? Ведь сложилась же такая иерархия: художник-любитель, заводской художник, то есть «дилетанты». И, наконец, художник-академист (если он дипломирован художественным факультетом «вышки» или соответствующим отделением училища)! Исследование творчества представителя высшей в иерархии касты казалось бы престижнее.
Подчёркиваю, любой выбор субъективен, значит, имеет дилетантскую подоплёку. Ярлыка «дилетант» не боюсь. В переводе с итальянского языка – diletto – удовольствие, наслаждение. А все ли художники-академисты испытывают в работе такое же чувство – вопрос! По крайней мере, знакомые мне чайковские художники-оформители советских времён умели вдохновляться во всех трёх ипостасях: искусно решая художественные задачи на производстве, выполняя «шабашку» – легальный приработок без отрыва от оного и, наконец, творя для души «в свободном полёте». Таким был и Г. А. Коковякин.
Во-вторых, почему жребий выпал Герману Александровичу Коковякину (1929 – 2012), пятнадцать лет проработавшему художником-оформителем на Чайковском ордена Трудового Красного Знамени комбинате шёлковых тканей имени 50-летия СССР – КШТ? И не только. В публикациях чайковских СМИ 70 – 80 годов, посвящённых каким-либо выставкам, его имя чаще упоминается в числе участников третьим по счёту: после художников А. Я. Путина и Ю. И. Володина. И, тем не менее, к Герману Александровичу Коковякину испытываю личную симпатию.
Судите сами.
* * *
«Герман Коковякин является одним из ведущих художников не только на комбинате, но и в городе, – утверждала Т. Гредягина, корреспондент «Уральского текстильщика» – многотиражки комбината шёлковых тканей. Речь шла о V декабрьской 1975 года городской традиционной выставке работ чайковских художников и мастеров декоративно-прикладного искусства. – По мнению посетителей и специалистов, работы Г. А. Коковякина (особенно оформительские), представленные на последнюю выставку, выполнены на высоком профессиональном уровне, отличаются современностью, художественным вкусом»1.
Рост авторитета Коковякина-художника в семидесятых-восьмидесятых годах прошлого века действительно был огромным. Даже при редком внимании средств массовой информации тех лет к чайковским художникам, имя Германа Александровича выделялось в публикациях особо. В связи с его творчеством, конечно.
«Работы Коковякина заметно отличаются от побывавших на первой выставке, – отмечал искусствовед Чайковкой художественной галереи2 Евгений Шумилов в статье «Художники города – юбилею страны». – Художник стал искать обобщения, символику, его живописный язык стал строгим, даже аскетическим. Будит мысль и воображение аллегорическая композиция под названием «Прометей». Мифический герой, похитивший у богов огонь, перегородил плотиной реку, укротил молнии – и зашагали вдаль мачты электропередач. В картине «Урал» художник делает попытку отразить своеобразную красоту нашего края, показать богатство его недр. В пейзаже «Конец навигации» привлекает внимание суровая красочная гамма, правдиво передающая состояние природы»3. В заметке «Выставка произведений местных художников» Е. Шумилову вторит Фёдор Будин: «Своеобразной манерой письма, тяготеющей к символике и обобщениям, отличаются работы Германа Коковякина. Возможно, не каждому они придутся по душе, но согласитесь, что такие его картины, как «Прометей», «Урал» и некоторые другие выполнены мастерски и очень оригинально»4.
Записи, оставленные посетителями в Книге отзывов о третьей выставке декабря 1973 – января 1974 гг. свидетельствуют: из шести живописных работ Г. А. Коковякина наибольшим успехом пользовались три произведения: «Пейзаж в ноябре», «Мужской портрет» и «Пейзаж с речкой»5. «С большой радостью организаторы и зрители выставки восприняли появление на ней картин Г. А. Коковякина (…), – обрадовалась сотрудник галереи Екатерина Таланина в статье 1984 года «Творчество наших земляков». – Это одни пейзажи, но каждый из них – плод размышлений и серьёзной, напряжённой работы. Свежесть впечатлений, чёткая композиция и законченность характерны для них. Внимание посетителей притягивают пейзажи «Глухой лог», «Октябрьский день», «Май» и «Пейзаж с речкой», потому что Коковякину удаётся передать тончайшие нюансы в состоянии природы и навеять пережитое им настроение на зрителя»6.
В декабре 2021 года, в экспозицию последней городской выставки работ чайковских художников и мастеров декоративно-прикладного искусства «Город в красках» были включены и три живописные работы Германа Александровича, написанные им на ДВП гуашью – «Камера шлюза» и маслом – «На Каме» и «Осень» (1993). Как сегодняшний посетитель выставки воспринимает живопись художника Г. А. Коковякина, которого нет с нами почти десять лет? – Отвечу словами М. Н. Назарова, Героя Социалистического Труда, в 1962 – 1987 годах первого секретаря Чайковского ГК КПСС: «…Любой душевный порыв тем и замечателен, что неизменно вызывает ответную искру в другой душе»7. Лучом всевидящего ока художника…
Действительно, в живописи Коковякина цвет, его изменения и оттенки в картине задают эмоциональный тон. В известной степени художник умеет объединить цвета в общий колорит, а светотенью вместе с линией выявить объёмы объектов, плавные переходы цвета, рефлексы и отражения, степень и качество освещения объектов и их положение в свето-воздушной среде.
Однако нельзя рассматривать творчество Коковякина лишь жанрами живописи – пейзажем, натюрмортом и портретом. Иже с ними использованием лишь таких живописных материалов, как масло и гуашь на прогрунтованной ДВП (древесно-волокнистой плите). В равной мере ему были подвластны и резьба по дереву, и чеканка8.
Г. Коковякин «единственный, кто представил на выставку работы по дереву, – сообщил М. Кантор в заметке «Первые впечатления». – Их три, и лучшая из них – «Маска»9. А искусствовед Е. Шумилов дополнил: «Интересны и своеобразны также натюрморты и портреты кисти Г. Коковякина. Но, пожалуй, особенно плодотворно он поработал в графике»10.
О профессиональной многогранности Коковякина-художника и его характере ещё более конкретно вспоминал известный чайковский художник Ю. И. Володин.
– Герман Александрович не только чувствовал металл, хорошо владел зубилом, бородками, скруглённым молотком и прочими инструментами для чеканки, но и ручными резцами и стамесками для резьбы по дереву, и кистью, – уточнил Юрий Иванович. – Согласно заказам, он занимался изготовлением тех же эксклюзивных художественно-декоративных изделий, что и мы все. Украшали фасады и интерьеры общественных зданий – в общем, облагораживали город. С Германом мы были в тёплых дружеских отношениях. Хотя сам он был человеком замкнутым, закрытым, «вещью в себе». Не курил, не гулял, – для него жена Светлана Файзрахмановна была идеалом, так что о какой-либо другой женщине Коковякин даже не помышлял.
Трудовая биография Германа Александровича Коковякина вычеканена по советским лекалам. Он родился 9 сентября 1929 года в городе Перми. Семилетка, плотницкое дело… Несытая, хлопотная, но в чём-то размеренная жизнь юноши была прервана 23 марта 1948 года мобилизацией в школу ФЗО №71 (фабрично-заводское образование) согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 года «О государственных трудовых резервах СССР». По окончании четырёхмесячных курсов Коковякина распределили на работу на конный двор шахты №4 треста «Сталинуголь», затем – в маркшейдерское бюро предприятия. По истечении срока трудовой повинности – до поступления в 1957 году в Свердловское художественное училище11 Герман Александрович осваивал профессии слесаря-лекальщика и слесаря-трубопроводчика на различных пермских военных заводах. А на учебных сборах 1952, 1953 и 1965 годов по линии ДОСААФ стал и механиком-водителем экипажа среднего танка. В этот период трудовой деятельности через увлечение чеканкой у Коковякина и зародилась любовь к художественно-декоративному творчеству.
Стены старейшего и престижного художественного училища в Урало-Сибирском регионе тридцатидвухлетний Г. А. Коковякин покинул в 1961 году дипломированным учителем рисования и черчения12. По специальности Герман Александрович проработал более восьми лет: в средних школах Краснотурьинска и Свердловска, а с 15 августа 1966 года – в Чайковской школе-интернате. Через год «за достигнутые успехи в деле обучения и воспитания подрастающего поколения» дирекцией школы-интерната ему была объявлена благодарность.
Прервать карьеру преподавателя рисования и черчения школы-интерната Германа Александровича вынудил острый квартирный вопрос. И 6 мая 1969 года он устроился художником-оформителем на комбинат шёлковых тканей, которому отдал пятнадцать лет жизни. Согласно записи № 18 во вкладыше Трудовой книжке, Г. А. Коковякин поступил на работу в АХО – административно-хозяйственный отдел (бюро эстетики, как его тогда ещё называли). По факту же, на первых порах художник, некогда освоивший рабочие профессии, ударно трудился на строительстве комбината. Свидетельство тому – Благодарность администрации комбината от 10 августа 1970 года и денежная премия в сумме 150 рублей «за активное участие в строительстве и ремонте важнейших объектов (предприятия) и в честь Дня строителя». Через десять лет, 21 декабря 1979 года пятидесятилетнему художнику-оформителю Г. А. Коковякину было присвоено звание кадрового работника комбината с вручением ценного подарка13. А 1 августа 1983 года Германа Александровича перевели в транспортный цех художником-исполнителем оформительских работ высшего, шестого разряда…
Записи в разделе Трудовой книжки Г. А. Коковякина «Сведения о приёме на работу, перемещениям по работе и увольнениях» таковы. С 22 августа 1984-го – он в той же должности в художественно-оформительской мастерской районного Дома культуры, затем, с 14 сентября 1987-го – в цеху интерьера Чайковского межколхозного лессхоза и, наконец, – городского парка культуры и отдыха. Это стало последним местом рабаты, с которого Герман Александрович уволился 31 мая 1991 года в возрасте шестидесяти двух лет.
В историю чайковского изобразительного и декоративно-прикладного искусства Г. А. Коковякин вошёл одним из видных профессиональных художников 70 – 80 годов прошлого века. Наряду с А. Я. Путиным и Ю. И. Володиным, он дал старт в Чайковской художественной галерее традиционным городским выставкам художников и мастеров декоративно-прикладного искусства. В течение ряда лет он – активный участник-дипломант и пермских областных выставок самодеятельного творчества. Работал в составе бригад по оформлению ряда фасадов и интерьеров общественных зданий и арт-объектов города.
Вадим БЕДЕРМАН,
член Союза журналистов РФ и
Союза театральных деятелей РФ